Петроглифический комплекс "Калбак Таш"
Название в переводе с алтайского языка означает «плоский камень», «ложка-камень». Комплекс расположен на правом берегу реки Чуи, примерно в 10 километрах от места её слияния с Катунью. Координаты на карте 50° 24’ 11’’ и 086° 49’ 08’’
Для науки памятник был открыт в 1912 году художниками Д. И. Кузнецовым и Г. И. Гуркиным, которые частично описали его, сделав первые зарисовки петроглифов.
Скала по форме похожа на зиккурат и вся покрытая петроглифами - изучено 3723 изображения, а их общее количество оценивается до 5 тысяч. Старейшие калбакташские рисунки - каменного века, самые молодые - прошлого рубежа тысячелетий, то есть святилище на этой скале действовало порядка 7000 лет.
Калбак-Таш интересен тем, что на протяжении всего периода оставался священным для разных народностей. Есть признаки, что здесь проводились обряды поклонения богам, другие артефакты говорят о существовании обсерватории для наблюдения за звездами. Алтайские шаманы издавна считают Калбак-Таш священным местом, где обитают духи предков.
Самые древние петроглифические изображения датируются эпохой неолита. Больше всего наскальных рисунков осталось с периода энеолит-бронза — фигуры мужчин, женщин, воинов, торговцев, животных домашнего разведения. В Скифскую эпоху древние художники рисовали охоту и сцены из жизни. Времена древних тюрков оставили после себя изображения охоты, медведей, быков, а также единственный в Алтае ясно различимый рисунок лодки. Последний факт до сих пор удивляет многих исследователей. Именно в древнетюркскую эпоху были созданы многочисленные рунические записи.
Основными объектами комплекса считают:
- Святилище небесного козерога.
- Терраса с панно Воина-Магаи древние солнечные часы.
- Изображения священных быков и сцен охоты.
- Карта звёздного неба.Считается, что среди петроглифов появляется первое изображение транспорта, которое также называют «Небесной колесницей», т.к. изображены солярные знаки солнца и луны.
- Святилище богини Умай-Эне.Умай - богиня плодородия и покровительница матерей, беременных женщин и младенцев, поэтому этому месту приписывают волшебную силу, дарующую долгожданное зачатие. И его рисунки повествуют, скорее всего, о таинстве зачатия и рождения в телесном и духовном смыслах. Фигурки, напоминающие "космические корабли" считаются фигурами женщин на разных стадиях развития: девушка с распущенными косами, замужняя женщина, будущая мать с ещё одной фигуркой внутри. В основном тут подношения от женщин. Ну а табличка напоминает, что здесь находится руническая надпись, одна из самых длинных известных науке. Содержание её весьма глубокомысленное: "Если на земле находящиеся болезни исчезнут, на вечной земле находящиеся люди придут в замешательство".
- Руныпетроглифического комплекса относят к IX–X векам. Это самый большой рунический текст в России, состоящий из 30 уникальных надписей. В рунах записаны молитвы, призывы к богам, предания. Некоторые из них до сих пор не расшифрованы.
Примеры расшифрованных рун:
"Земля - вечное бытие! Облагодетельствуй дом лекаря-травника: пятикратно возьми жар бесовской болезни, подуй, изгони! Сотвори благодать! Земля-Чернь!"
"Уверуй и очистись!"
"Обретенный мой Отец, снизойдите до меня!"
- Жертвенник — Алтарь смерти.Представляет собой скалу, которая служила алтарём, заполнявшимся кровью жертвенных животных. Условно делится на Верхний, Средний и Нижний миры и посвящена описанию жизни человека от рождения (в правом верхнем углу) до отхода в мир иной на вершине алтаря. Изображение в виде зверя-химеры -это пожиратель душ, и проходя сквозь него, души проходят несколько стадий очищения, подобных лестнице (которую олицетворяет членистый хвост зверя), а потом оказываются на верхней стороне камня, там, куда не заглянешь снизу...
Каменное панно жертвенника имеет много загадок, одна из них- слон с хоботом: мамонты вымерли задолго до того, как был создан этот рисунок.
В комплексе неописуемо много сюжетов, изображён едва ли не весь животный мир Алтая, весь жизненный цикл тогдашнего человека, вся его космогония и пантеон. Некоторые изображения открываются по истечении времени в результате случайного ремонта и коллекция пополняется. Над многими сюжетами до сих пор ломают голову учёные. Современные посетители среди антропоморфных, зооморфных и солярных изображений находят здесь рисунки летающих тарелок, инопланетян и космических кораблей, что оставляет открытым вопрос, правда ли наши предки были свидетелями визитов внеземных цивилизаций, или это нечто, порожденное воображением древнего художника.